Подъем заслонки и опрокидывание днища
Особенность скрепера — принудительный способ выгрузки грунта из ковша. Ковш скрепера Д-147 состоит из днища и двух боковых стенок. Спереди ковш закрывается подъемной заслонкой, а сзади — подвижной задней стенкой.
При загрузке и разгрузке заслонку поднимают при помощи специального полиспаста и ведущего каната, открывая ковш спереди. Задняя стенка подается вперед ведущим канатом, переброшенным через блоки, и выталкивает грунт из ковша, очищая при этом днище и боковые стенки от налипшего на них грунта.
При ходе задней стенки вперед сжимается возвратная пружина; при растормаживании барабана лебедки Д-148Б ослабляется канат и задняя стенка под действием разжимающейся пружины возвращается в исходное положение. При навивке каната на правый барабан лебедки меняется взаимное положение дышла и ковша; ковш поднимается кверху.
При растормаживании барабана лебедки канат ослабляется и ковш под влиянием собственного веса опускается вниз до соприкосновения ножей с поверхностью грунта; при этом канат стравливается с барабана лебедки. Недостаток скрепера Д-147 — его сложность и высокая стоимость основных узлов.
Кроме того, верх ковша закрыт, вследствие него он не может быть загружен грунтом сверху при использовании скрепера как тележки. Скреперы Д-222 и Д-213 выполнены по одной конструктивной схеме и основные узлы их унифицированы.
Скреперы Д-213 предназначены для работы группами на крупных гидротехнических объектах с большим объемом земляных работ и с обязательным применением толкача при загрузке, что Должно предусматриваться планом организации работ. Для выгрузки грунта днище при поднятой заслонке опрокидывается вперед; при этом грунт сначала поднимается днищем и частично выталкивается вперед из ковша, а в конце движения днища вываливается под действием собственного веса.
Подъем заслонки и опрокидывание днища осуществляются одним канатом.