Ferrexpo протянулась от Дуная до Рейна

Горнорудная компания Ferrexpo обзавелась собственным логистическим бизнесом. Вчера она объявила, что за 28,5 млн евро приобрела австрийскую транспортную компанию Helogistics Holdings, которая занимается перевозками по Дунаю и Рейну.

Сейчас 70% поставок Ferrexpo приходится на потребителей из Европы, имеющую разветвленную сеть речных портов, отмечают эксперты.
Вчера Ferrexpo объявила о заключении договора о покупке 100% акций Helogistics Holdings GmbH. Сделка предполагает приобретение существующего банковского долга Helogistics номинальной стоимостью 72,1 млн евро за 28,5 млн евро наличными. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца текущего года. “Приобретение этого актива позволит Ferrexpo расширить логистическую сеть в Северной, Центральной и Восточной Европе, а также усилит наше присутствие на рынке”,– считает председатель совета директоров Ferrexpo Майкл Абрахамс. По его словам, покупка транспортной компании усилит контроль Ferrexpo над системой поставок окатышей существующим клиентам, а также откроет доступ к новым европейским рынкам через коридор в Европе по рекам Дунай и Рейн.
Транспортная компания Helogistics осуществляет свою деятельность на реках Дунай и Рейн. Она располагает 253 судами, транспортирует навалочные грузы из украинского порта Измаил и голландского Роттердама в Северную, Центральную и Восточную Европу. EBITDA компании по итогам 2009 года составила 700 тыс. евро. На конец I полугодия 2010 года общая сумма активов составляла 58,8 млн евро. За 11 месяцев Helogistics перевезла 575 тыс. т окатышей Ferrexpo. До сделки 100% акций владела компания East Point Holdings.
Создание собственного логистического бизнеса – мировая практика горнорудных и металлургических компаний, отметил аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда: “Компании стремятся контролировать всю цепочку поставок своей продукции – от производства до потребителя”. По словам аналитика ИК “Ренессанс Капитал” Бориса Красноженова, крупнейшая горнорудная компания мира – бразильская Valе – владеет собственными морскими судами. “Такие металлургические компании, как НЛМК и ‘Мечел’, в основном перевозят груз по железной дороге. Поэтому они имеют свой парк из более чем 5 тыс. грузовых вагонов”,– говорит он.
Основной рынок сбыта Ferrexpo – Европа с достаточно разветвленной сетью речных портов, рассказала эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. За девять месяцев 2010 года из 7,3 млн т реализованных Ferrexpo окатышей 5 млн т поставлено именно в Европу, сообщил аналитик ИК Alfa Capital Олег Юзефович. В долгосрочной перспективе Ferrexpo собирается лишь закрепиться на европейском рынке. Напомним, в ноябре Ferrexpo заключила 10-летний контракт с международной сталелитейной компанией Voestalpine на поставку 2,7 млн т окатышей (см. Ъ от 19 ноября).
Сегодня в Центральной и Восточной Европе до 50% грузоперевозок осуществляются речным транспортом, в отличие от Украины, где этот показатель составляет 1-2%, сообщил руководитель экспертной группы “Менеджмент консалтинг групп” Дмитрий Подтуркин: “Это объясняется высокими тарифами на железнодорожные грузоперевозки – в 2-3 раза выше по сравнению с речными в Европе”.
Действующая в Украине система тарифов на железнодорожные перевозки окатышей не покрывает даже их себестоимости, поэтому внутри страны горнорудным компаниям выгоднее перевозить грузы железной дорогой, говорит господин Подтуркин. “Но так долго продолжаться не будет,– считает он.– Согласно программе реформирования железнодорожного транспорта, до 2015 года все тарифы на грузоперевозки должны быть прибыльными. Кроме того, сейчас правительством разрабатывается программа возрождения речного транспорта в Украине”.
Основной актив Ferrexpo – крупнейший в Украине производитель железорудных окатышей Полтавский ГОК в Комсомольске, который имеет собственный речной порт. “Если речной транспорт в Украине вновь станет конкурентоспособным, Ferrexpo сможет отказаться от услуг железной дороги для доставки железной руды в порт Измаил,– считает Ирина Кава.– С покупкой Helogistics Ferrexpo сможет грузить окатыши на баржи прямо в Комсомольске, спускать их по Днепру до Черного моря, а оттуда через Дунай доставлять продукцию конечным потребителям”. По этому маршруту Полтавский ГОК уже поставлял продукцию в Европу во времена СССР, добавил господин Подтуркин.
Вчера акции Ferrexpo на LSE выросли на 3,5%. Капитализация составила $3,54 млрд.

Александр Черновалов
(c) http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=1558542&issueId=7000641

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>